МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГОПОДХОДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИКИ. ЧАСТЬ 2

 

DOI: 10.24411/1728-323X-2018-12006

Раздел

Геоэкология

Название

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГОПОДХОДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИКИ.

ЧАСТЬ 2

Авторы

Н. Е. Рязанова, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

К. С. Зайков, Директор Арктического центра стратегических исследований САФУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В XXI веке ситуация с изучением Арктического региона стремительно меняется, Арктика становится более доступной, в частности появляются новые возможности ее изучения не только дистанционными методами, но и посредством научных и образовательных экспедиций в рамках корпоративных рейсов с крупными ресурсными компаниями, а также образовательными экспедициям, организуемыми Арктическим центром стратегических исследований САФУ. Данный образовательный проект по праву считается уникальным не только на региональном, но и на глобальном уровне, так как в его рамках осуществляется интеграция образования по следующим направлениям: интеграция международного учебно-научного сообщества, интеграция академической науки и образования, интеграция гуманитарных, политических и естественных наук в рамках одного проекта, интеграция теории и практики на основе инновационных подходов. В рамках проекта уже несколько лет, на основе осмысления новой парадигмы современных подходов к естественнонаучному образованию, осуществляется подготовка экологов и специалистов из других областей научных знаний, способных высококвалифицированно работать на международном уровне. В статье освещается уникальный пятилетний педагогический опыт, составные части которого могут быть рекомендованы для диссеминации и воспроизведения, так как в них компактно «зашиты» очень сложные и неочевидно переплетающиеся образовательные и методологические подходы.

В статье проанализирован подобный опыт плавучих университетов разных стран мира, а также опыт других российских университетов. Проанализированные достижения и проработаны возможности акселерации научных и исследовательских возможностей образовательного проекта «Арктический плавучий университет» путем определения точек входа для образовательных возможностей и точек роста для научного усложнения проекта.

Ключевые
слова

Арктический плавучий университет, экстремальные научные экспедиционные исследования, образовательные технологии для экологов, эколог-международник, компетентностный подход в экспедиционных исследованиях полевых практик экологов.

Библиографический список

1. Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Постигая Русскую Арктику». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет — 2015» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2015. С. 3—8.

2. Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет — 2015»: материалы экспедиции [Электронный ресурс] / отв. ред. К. С. Зайков, Д. Ю. Поликин, Л. Н. Драчкова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. — Электронные текстовые данные. — Архангельск: САФУ, 2015. — 212 с.

3. Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Открывая тайны Новой земли». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет — 2016» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2016. С. 3—8.

4. Драчкова Л. Н., Зайков К. С. Арктический плавучий университет: вчера, сегодня, завтра. // Вестник Северного (Ар-ктического) федерального университета. Серия: естественные науки. № 4. 2016. С. 87—89.

5. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб: Политехника, 2002.

6. Gibbons M. The self directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey Bass, 2002.

7. Johnson D., Johnson R., Smith K. Cooperative learning returns to college what evidence is there that it works? Change // The Magazine of Higher Learning. 1998. No. 30 (4). P. 26—35. DOI: 10.1080/00091389809602629.

8. Dance F. E. X. Toward a theory of human communication // F. E. X. Dance (Ed): Human Communication Theory. NewYork: Holt, RinehartandWinston, 1967.

9. Амонашвили Ш. А., Зайцева И. И. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика // Образование и саморазвитие. 2012. Т. 5, № 33. С. 28—32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id = 17956846 (дата обращения: 12.02.2017).

10.       Kolb D. A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. NewJersey: PrenticeHall, 1984.

11.       Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

12.       Gibbons M. The self directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey Bass, 2002.

13.       Brockett R. G., Hiemstra R. Self-direction in adult learning: Perspectives on theory, research, and practice. NY: Routledge, 1991.

14.       Вербицкий А. А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2—8. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id = 23376038 (дата обращения: 12.02.2017).

15.       Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 5—14. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23803959 (дата обращения: 12.02.2017).

16.       Foreman J. Game-based learning: how to delight and instruct in the 21st Century // EDUCAUSE Review. 2004. No. 39 (5). P. 50—66. URL: http://er.educause.edu/-/media/files/article-downloads/erm0454.pdf (дата обращения: 12.02.2017).

17.       Торкунов А. В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1 (28). С. 7—8.

18.       Торкунов А. В. Задачи и вызовы университетской политики // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 25. С. 50—57.

19.       Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Уни-верситета. 2012. № 4 (25). С. 85—93.

20.       Торкунов А. В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 7—11.