МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИКИ. ЧАСТЬ 1

 

DOI: 10.24411/1728-323X-2018-11017

Раздел

Экология

Название

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИКИ. ЧАСТЬ 1

Авторы

Н. Е. Рязанова, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

К. С. Зайков, Директор Арктического центра стратегических исследований САФУ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В XXI веке ситуация с изучением Арктического региона стремительно меняется. Арктика становится более доступной, в частности появляются новые возможности ее изучения не только дистанционными методами, но и посредством научных и образователь-ных экспедиций в рамках корпоративных рейсов с крупными ресурсными компаниями, а также образовательными экспедициями, организуемыми Арктическим центром стратегических исследований САФУ. Данный образовательный проект по праву считается уникальным не только на региональном, но и на глобальном уровне, так как в его рамках осуществляется интеграция образования по следующим направлениям: интеграция международного учебно-научного сообщества, интеграция академической науки и образования, интеграция гуманитарных, политических и естественных наук в рамках одного проекта, интеграция теории и практики на основе инновационных подходов. В рамках проекта уже несколько лет, на основе осмысления новой парадигмы современных подходов к естественнонаучному образованию, осуществляется подготовка экологов и специалистов из других областей научных знаний, способных высококвалифицированно работать на международном уровне. В статье освещается уникальный пятилетний педагогический опыт, составные части которого могут быть рекомендованы для диссеминации и воспроизведения, так как в них компактно «зашиты» очень сложные и неочевидно переплетающиеся образовательные и методологические подходы.

В статье проанализирован подобный опыт плавучих университетов разных стран мира, а также опыт других российских университетов. Проанализированы достижения и проработаны возможности акселерации научных и исследовательских возможностей образовательного проекта «Арктический плавучий университет» путем определения точек входа для образовательных возможностей и точек роста для научного усложнения проекта.

Ключевые
слова

Арктический плавучий университет, экстремальные научные экспедиционные исследования, образовательные технологии для эко-логов, эколог-международник, компетентностный подход в экспедиционных исследованиях полевых практик экологов.

Библиографический список

1. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. Совет по международным делам [под общ. Ред. И. С. Иванова]. — М.: Аспект Пресс, 2013.

2. Рязанова Н. Е. Научные исследования как элемент формирования международного режима в Арктике // Многосторонние институты и диалоговые форматы: материалы IX Конвента РАМИ (Москва, 27—28 октября 2015 г.) / под ред. А. В. Ревякина / Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, Рос. Ассоциации междунарю исследований (РАМИ). — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 536, [1]. С. 522—534.

3. Рязанова Н. Е. Многокритериальный подход к оценке устойчивости арктических ландшафтов для управления особо уязвимыми территориями // Экологическое равновесие: структура географического пространства: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., 11 нояб. 2016 г. / отв. ред. Т. С. Комиссарова. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. — 356 с., 2016. С. 134—137.

4. Кудряшова Е. В., Зайков К. С., Бызова Н. М. Экспедиционная деятельность Северного (Арктического) федерального университета Им. М. В. Ломоносова // Арктика: экология и экономика. № 2. 2015. С. 45—51.

5. Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Постигая Русскую Арктику». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет—2015» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2015. С. 3—8.

6. ЮНЕСКО «Плавучий университет» («Floating University», SС.95/WS.1, UNESCO, 1995.

7. История плавучего университета Байкала. Режим доступа: http://www.baikal.festivalnauki.ru/2016/page/istoriya- plavuchego-universiteta

8. Сузюмов А. Е. К истории программы «Плавучий Университет» (Training-through-Research). Памяти Михаила Иванова. UNESCO-IOC. 2012. 52 с.

9. Трофимов В. Т., Глумов И. Ф., Иванов М. К., Сузюмов А. Е., Карлин Л. Н., Ахманов Г. Г., Козлова Е. В., Плинк Н. Л., Еремина Т. Р., Гогоберидзе Г. Г., Беляева В. Н. Плавучий университет: обучение через исследования. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 4. Геология. 2003. № 3. С. 48—52.

10.       Фильм о Class@Baikal-2016. Режим доступа: http://www.baikal.festivalnauki.ru/

11.       Первая экспедиция байкальского плавучего университета: современное осадконакопление и зоны фокусированной разгрузки углеводородов и газогидратообразования на дне озера / Ахманов Г. Г., Хлыстов О. М., Токарев М. Ю. 3 и участники TTR-Class@Baikal-2014 // Сборник тезисов III Международной молодежной научно-практической кон-ференции «Морские исследования и образование» 2014, с. 19—23 https://istina.msu.ru/media/publications/article/23b/ d68/7854890/Sbornik_tezisov_MIiO_2014.pdf

12.       Воевода Е. В. Подготовка современных специалистов-международников: осмысление новой парадигмы / Е. В. Воевода // Вестник МГИМО-университета. — 2014. — № 1. — С. 296—301.

13.       OnlineDics.ru. Сборник онлайн словарей. Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/p/ paradigma.html

14.       Жукова Г. С., Воленко О. И., Комарова Е. И. К вопросу о системе педагогических парадигм профессиональной под-готовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. № 6. С. 64—69.

15.       Силантьева М. В. Метаморфозы социальных организмов в свете трансформации культурных границ: глобальные следствия глобализационных процессов // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 306—310.

16.       Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет — 2015»: материалы экспедиции [Электронный ресурс] / отв. ред. К. С. Зайков, Д. Ю. Поликин, Л. Н. Драчкова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. — Электронные текстовые данные. — Архангельск: САФУ, 2015. — 212 с.

17.       Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Открывая тайны Новой земли». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет—2016» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2016. С. 3—8.

18.       Драчкова Л. Н., Зайков К. С. Арктический плавучий университет: вчера, сегодня, завтра // Вестник Северного (Ар-ктического) федерального университета. Серия: естественные науки. № 4. 2016. С. 87—89.