ГЕОГРАФИЯ: ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКА

Раздел

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов

Название

ГЕОГРАФИЯ: ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКА

Авторы

В.А. Горбанёв, д. г. н., профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Б. И. Кочуров, д. г. н., профессор, ведущий научный сотрудник, Институт Географии РАН, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

К сожалению, престиж географии как науки находится незаслуженно на довольно низком уровне. Здесь можно выделить много причин, но главная заключается в том, что сегодня география, как система отдельных географических дисциплин, потеряла свой объект и предмет исследования. В результате трудно провести границу между географией и другими родственными науками.

Основой географии должны быть два главнейших элемента: комплексность и территориальность. Все остальное должно уйти к соответствующим смежным наукам: экономике, политологии, геологии, биологии, физике, урбанистике, демографии, социологии и т. д. В связи с этим объектом и предметом географии должна стать окружающая человека среда; при этом под окружающей средой необходимо понимать совокупность физической, экономической и социальной сфер.

В этом случае география четко может занять свое место в иерархии наук, и ни одна другая наука не сможет претендовать на данный объект и предмет исследования.

Сложившаяся ситуация в географии отразилась и на уровне, и на качестве географического образования. Высшие учебные заведения готовят выпускников-географов, не обладающих необходимыми знаниями. Географическое образование обязано соответствовать и откликаться на реальные проблемы страны, а специалисты-географы должны быть конкурентоспособными на рынке труда.

Ключевые
слова

география, комплексность, территориальность, окружающая среда, пространство, объект и предмет географии, единая география, географическое образование, информационные и коммуникационные технологии.

Библиографический список

1. Исаченко А. Г. География на перепутье: уроки прошлого и пути перестройки // Изв. ВГО. 1990. Вып. 2.

2. Кочуров Б. И., Антипова А. В., Костовска С. К., Лобковский В. А. Развитие экодиагностики в географических и геоэкологических исследованиях // Экология урбанизированных территорий. — 2010, № 2. — С. 6—16.

3. Баранский Н. Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980.

4. Наливкин Д. В. Изв. ВГО, 1952, № 3.

5. Максаковский В. П. География культуры. М.: Владос, 1998.

6. Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максимов А. М., Носонов А. М. Теория и методология географической науки. М.: Владос, 2005.

7. Анучин В. А. Теоретические проблемы географии. М.: Мысль, 1960.

8. Анучин В. А. Теоретические основы географии. М.: Мысль, 1972.

9. Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней. М.: Мысль, 1985.

10.       Селиверстов Ю. П. Современная география — наука об окружающей среде // Труды XI съезда Русского географического общества, сб. т. I, СПб.: 2000.

11.       Реймерс Н. Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992.

12.       Горбанёв В. А. Еще раз о единой географии // Международный научно-исследовательский журнал. — Октябрь 2016. — № 10 (52), часть 4. С. 53—58.

13.       Багров Н. В. География в информационном мире. Кшв: Либщь, 2005.

14.       Горбанёв В. А. Общественная география зарубежного мира и России. М.: Юнити-Дана, 2015.

15.       Котляков В. М. Наука. Общество. Окружающая среда. М.: Наука, 1997.

16.       Преображенский В. С. Я — географ. М.: ГЕОС, 2001.

17.       Проблемы высшего образования в России. [Эл. ресурс]. — edufan.ru/articles/03-11/11 

18.       Холодов И. В. Импортозамещение в образовании // «Экспертный союз», № 19, март 2016. — С. 45—49.

19.       Яо Л. М. Проблемы высшего образования в современном российском обществе // Современные проблемы науки и образования. — 2009. — № 6 (часть 2). — С. 28—31.

20.       Бурова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования. Поиск новой системы образования на рубеже XX—XXI веков. — kgau.ru/new/all/konferenc (дата обращения 10.04.2017 г.).

21.       Карманова Д. А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации // Лабиринт, журнал социально-гуманитарных исследований, № 1, 2012. — С. 78—84.

22.       Кочуров Б. И., Варшанина Т. П., Лобковский В. А., Плисенко О. А., Пикин С. Ф. Геоэкодиагностика территории на основе объектно-ориентированной ГИС // Геология, география и глобальная энергия. — 2008. — № 2. — С. 96—106.

23.       Иовлев В. И. Экология пространства и профессиональное развитие архитектора // «Архитектон: известия вузов», № 38, июнь 2012. — С. 130—136.

24.       Горбанёв В. А. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе. — 1996. — № 6. С. 41—44.

25.       Киншт А. В. Особенности экологических курсов для градостроителей и архитекторов. Развитие профессиональной культуры // «Архитектон: известия вузов», № 48, декабрь 2014.

26.       Кочуров Б. И., Горбанёв В. А. Географическое и геоэкологическое образование: состояние и перспективы // Проблемы региональной экологии. — 2017. — № 2 — С. 16—21.