Раздел |
Геоэкология |
Название |
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ |
Авторы |
Б. И. Кочуров, д. г. н., профессор, ведущий научный сотрудник, Институт Географии РАН, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., В. А. Горбанев, д. г. н., профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Аннотация |
География и ее быстрорастущее направление — геоэкология, обладая методами комплексной оценки сложнейших взаимосвязей, существующих на Земле и находящих свое отражение на земной поверхности, в полной мере соответствует потребностям общества и должна откликаться на реальные проблемы регионов и местных образований страны. Она имеет возможность участвовать в создании благоприятной и безопасной среды обитания человека, обеспечивая его комфортное существование и нормальные условия для производства. В настоящее время географическое и геоэкологическое образование очень слабо или практически не связано с реальным производственным сектором экономики и органами управления. Не отработаны механизмы и инструменты взаимодействия производства с ВУЗами страны. Необходима гибкая система повышения квалификации выпускников ВУЗов и дополнительная подготовка. Очень важным представляется разработка прогрессивных стандартов в области географии, экологии, природопользования, экологической безопасности, устойчивого развития и т.п. По сути дела, в информационном обществе роль специалистов в области географии и геоэкологии резко возрастает в связи с внедрением информатики и информационных технологий. Следует ожидать спрос на рынке труда специалистов, владеющих методами работы с пространственной информацией и моделированием сложных природно-антропогенных систем, а также специалистов по созданию комфортной и экологически безопасной среды. |
Ключевые |
география, геоэкология, географическое и геоэкологическое образование, информатика и информационные технологии. |
Библиографический список |
1. Анучин В. А. Теоретические основы географии. М.: Мысль, 1972. 2. Проблемы высшего образования в России. [Эл. ресурс] — edufan.ru/articles/03-11/11 3. Холодов И. В. Импортзамещение в образовании // «Экспертный союз», № 19, март 2016. — С. 45—49. 4. Яо Л. М. Проблемы высшего образования в современном российском обществе // Современные проблемы науки и образования. — 2009. — № 6 (часть 2). — С. 28—31. 5. Бурова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования. Поиск новой системы образования на рубеже XX—XXI веков. — kgau.ru/new/all/konferenc (дата обращения 10.04.2017г.). 6. Карманова Д. А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации // Лабиринт, журнал социально-гуманитарных исследований, № 1, 2012. — С. 78—84. 7. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: учебное пособие / Б. И. Кочуров. — 2-е изд., доп. и испр. — Москва: ИНФРА-М, 2016. — 362 с. 8. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Основные геоэкологические понятия как основа экологического образования// Проблемы региональной экологии. 2016. № 4. С. 57—61. 9. Милько Д. М. Оценка перспективы географии как науки // Проблемы региональной экологии, 2012, № 4. — С. 122—135. 10. Кочуров Б. И., Варшанина Т. П., Лобковский В. А., Плисенко О. А., Пикин С. Ф. Геоэкодиагностика территории на основе объектно-ориентированной ГИС // Геология, география и глобальная энергия. — 2008. — № 2. — С. 96—106. 11. Косых Н. Э., Савин С. З., Турков С. Л. Виртуальные информационные модели в неогеографии // Проблемы региональной экологии, 2009, № 4. — С. 203—210. 12. Иовлев В. И. Экология пространства и профессиональное развитие архитектора // «Архитектон: известия вузов», № 38, июнь 2012. — С. 130—136. 13. Киншт А. В. Особенности экологических курсов для градостроителей и архитекторов. Развитие профессиональной культуры // «Архитектон: известия вузов», № 48, декабрь 2014. |