ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАДАЧАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ

DOI

10.24411/1728-323X-2018-15070

Раздел

Геоэкология

Название

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАДАЧАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ

Авторы

В.Б. Коробов, доктор географических наук, директор Северо-западного отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН; главный научный сотрудник лаборатории моделирования социально-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Архангельск, Россия

А.Г. Тутыгин, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий лабораторией моделирования социально-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Архангельск, Россия

 Л.А. Чижова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории моделирования социально-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Архангельск, Россия

Аннотация

Для минимизации ошибки выбора наиболее экономически эффективной и экологически безопасной альтернативы при принятии стратегических решений проектирования транспортной инфраструктуры в Арктике авторами разработан подход, основанный на последовательном принятии решений. Оценку альтернатив предлагается проводить в семь этапов, предполагающих: наращение как числа факторов, так и сложности системы по мере роста информационного обеспечения и стадии прединвестиционного и инвестиционного процессов; введение весовых коэффициентов влияния факторов и перераспределение их с использованием процедур аналитических сетей.

На виртуальном примере выбора места расположения порта на побережье арктических морей показано, что предложенная технология позволяет учесть максимальное число вариантов, и определить наиболее важные из них. Авторы обращают внимание на возникающие при применении поэтапного подхода проблемы. Основными из которых являются: сложность выработки критерия бесспорного превосходства альтернативы-лидера над конкурентами; вопрос усложнения модели, если лидирующая альтернатива определена согласно принятому критерию; ограниченность применения метода аналитических сетей для задач многокритериального оценивания случаями возможности формализации большей части связей между факторами.

Ключевые
слова

Транспортная инфраструктура, Арктика, стратегические решения, ранги, весовые коэффициенты

Библиографический список

1.      Кочуров Б.И. Экологически безопасное и сбалансированное развитие региона // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2001, № 4, с. 87-92.

2.      Антипов Е.О., Тутыгин А.Г., Коробов В.Б. Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне Российской Федерации морским путём // Управленческое консультирование, 2017, № 11, с. 72-79.

3.      Коробов В.Б., Тутыгин А.Г. Классификационные методы решения эколого-экономических задач. – Архангельск, Поморский университет, 2010, 310 с.

4.      Коробов В.Б. Эколого-географическое обоснование экспертной оценки создания нефтяной транспортной инфраструктуры севера Тимано-Печорской провинции. // Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук. – М.: ИГ РАН, 2004, 422 с.

5.      Harrington E.C. The desirable function. – Industrial Quality Control, 1965, V.21, № 10, p. 124-131.

6.      Ashby W.R. An Introduction to Cybernetics. – London: Chapman&Hall Ltd, 1957, 295 p.

7.      Острейковский В.А. Теория систем. – М.: Высшая школа, 1997, 240 с.

8.      Химмельблау Д. Анализ процессов статистическими методами. – М.: Мир, 1973, 957 с.

9.      Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. – М.: ЭТС, 2000, 368 с.

10.  Коробов В.Б., Середкин К.А. Применение экспертных сетей для экологического районирования Белого моря // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2016. – № 3. – C. 81-87.

11.  Тутыгин А.Г. Концепция создания комплекса моделей развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации // Научное обозрение, 2016, № 24, стр. 182-185.

12.  Есеев М.К., Коробов В.Б., Макаров Д.Н., Матвеев В.И., Тутыгин А.Г. Моделирование погрузочно-разгрузочных операций судна в процессе перевозок по Северному морскому пути // Arctic Environmental Research, 2017, № 4, с. 273-282.

13.  Матвиенко И.И., Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований региона. Монография. – Архангельск: Изд-во «КИРА», 2012, 248 с.

14.  Колоденкова А.Е. Топологический анализ структуры нечёткой когнитивной модели оценки реализуемости проекта по созданию информационно-управляющих систем для сложных технических объектов //  Вестник УГАТУ, 2016, № 3 (73), стр. 129-136.

15.  Середкин К.А. О границах применимости метода аналитических сетей в задачах принятия решений в естественных науках // Искусственный интеллект и принятие решений, 2018, № 2, с. 95-102.

16.  Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети: пер с англ. М., 2009. – 360 с.

17.  Коробов В.Б., Тутыгин А.Г. Проблемы использования метода анализа иерархий и пути их решения // Экономика и управление, 2016, № 8, с. 60-65.