DOI |
10.24411/1728-323X-2018-15070 |
Раздел |
Геоэкология |
Название |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАДАЧАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ |
Авторы |
В.Б. Коробов, доктор географических наук, директор Северо-западного отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН; главный научный сотрудник лаборатории моделирования социально-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Архангельск, Россия А.Г. Тутыгин, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий лабораторией моделирования социально-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Архангельск, Россия Л.А. Чижова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории моделирования социально-экономических систем, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Архангельск, Россия |
Аннотация |
Для минимизации ошибки выбора наиболее экономически эффективной и экологически безопасной альтернативы при принятии стратегических решений проектирования транспортной инфраструктуры в Арктике авторами разработан подход, основанный на последовательном принятии решений. Оценку альтернатив предлагается проводить в семь этапов, предполагающих: наращение как числа факторов, так и сложности системы по мере роста информационного обеспечения и стадии прединвестиционного и инвестиционного процессов; введение весовых коэффициентов влияния факторов и перераспределение их с использованием процедур аналитических сетей. На виртуальном примере выбора места расположения порта на побережье арктических морей показано, что предложенная технология позволяет учесть максимальное число вариантов, и определить наиболее важные из них. Авторы обращают внимание на возникающие при применении поэтапного подхода проблемы. Основными из которых являются: сложность выработки критерия бесспорного превосходства альтернативы-лидера над конкурентами; вопрос усложнения модели, если лидирующая альтернатива определена согласно принятому критерию; ограниченность применения метода аналитических сетей для задач многокритериального оценивания случаями возможности формализации большей части связей между факторами. |
Ключевые |
Транспортная инфраструктура, Арктика, стратегические решения, ранги, весовые коэффициенты |
Библиографический список |
1. Кочуров Б.И. Экологически безопасное и сбалансированное развитие региона // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2001, № 4, с. 87-92. 2. Антипов Е.О., Тутыгин А.Г., Коробов В.Б. Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне Российской Федерации морским путём // Управленческое консультирование, 2017, № 11, с. 72-79. 3. Коробов В.Б., Тутыгин А.Г. Классификационные методы решения эколого-экономических задач. – Архангельск, Поморский университет, 2010, 310 с. 4. Коробов В.Б. Эколого-географическое обоснование экспертной оценки создания нефтяной транспортной инфраструктуры севера Тимано-Печорской провинции. // Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук. – М.: ИГ РАН, 2004, 422 с. 5. Harrington E.C. The desirable function. – Industrial Quality Control, 1965, V.21, № 10, p. 124-131. 6. Ashby W.R. An Introduction to Cybernetics. – London: Chapman&Hall Ltd, 1957, 295 p. 7. Острейковский В.А. Теория систем. – М.: Высшая школа, 1997, 240 с. 8. Химмельблау Д. Анализ процессов статистическими методами. – М.: Мир, 1973, 957 с. 9. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. – М.: ЭТС, 2000, 368 с. 10. Коробов В.Б., Середкин К.А. Применение экспертных сетей для экологического районирования Белого моря // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2016. – № 3. – C. 81-87. 11. Тутыгин А.Г. Концепция создания комплекса моделей развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации // Научное обозрение, 2016, № 24, стр. 182-185. 12. Есеев М.К., Коробов В.Б., Макаров Д.Н., Матвеев В.И., Тутыгин А.Г. Моделирование погрузочно-разгрузочных операций судна в процессе перевозок по Северному морскому пути // Arctic Environmental Research, 2017, № 4, с. 273-282. 13. Матвиенко И.И., Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований региона. Монография. – Архангельск: Изд-во «КИРА», 2012, 248 с. 14. Колоденкова А.Е. Топологический анализ структуры нечёткой когнитивной модели оценки реализуемости проекта по созданию информационно-управляющих систем для сложных технических объектов // Вестник УГАТУ, 2016, № 3 (73), стр. 129-136. 15. Середкин К.А. О границах применимости метода аналитических сетей в задачах принятия решений в естественных науках // Искусственный интеллект и принятие решений, 2018, № 2, с. 95-102. 16. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети: пер с англ. М., 2009. – 360 с. 17. Коробов В.Б., Тутыгин А.Г. Проблемы использования метода анализа иерархий и пути их решения // Экономика и управление, 2016, № 8, с. 60-65. |