СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

DOI

10.24411/1728-323X-2019-11071

Раздел

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов

Название

СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Авторы
  1. А. С. Некрич, кандидат географических наук, научный сотрудник, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
  2. Р. Д. Панов, инженер-исследователь, аспирант, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
  3. С. К. Костовска, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
  4. ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
  5. Д. Б. Татарков, кандидат исторических наук, директор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., НОЦ «Центр морских исследований и технологий» Севастопольского государственного университета, г. Севастополь, Россия,
  6. В. И. Двухшорстнов, заместитель директора, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., НОЦ «Центр морских исследований и технологий» Севастопольского государственного университета, г. Севастополь, Россия
Аннотация

Эколого-географическое просвещение становится актуальным направлением в современном образовательном процессе, создающим устойчивую платформу для успешного академического сотрудничества и способствующим развитию базы для подготовки высококвалифицированных исследователей. Опыт по созданию площадок для эколого-географического просвещения успешен в мировой практике и активно внедряется на территории России в виде школ, серии лекционных курсов, полевых мастер-классов. В настоящей статье авторы делятся своим опытом проведения школы эколого-географического просвещения, которая была организована в ходе экспедиции «Крым — 2018». Одна из главных черт школы — формирование у молодых исследователей целостного представления о природной и социально-экономической среде, развитие способности к адекватной оценке состояния компонентов ландшафта и инфраструктурных объектов, а также выработка системы мер, нацеленной на оздоровление экологической обстановки и улучшение социально-экономической ситуации исследуемых территорий. Слушатели школы получают не только новые знания, но и расширяют свое мировоззрение, познавательную активность и мастерство. Особую значимость в процессе эколого-географического просвещения приобретают профессиональные пробы. В частности, формирование представлений о географических профессиях в условиях максимальной приближенности к реальной среде, в которых работают географы. Школа способствует дальнейшему закреплению на практике теоретических знаний по приобретению навыков полевых исследований. В частности, происходит ознакомление участников эколого-географического просвещения с актуальными методами исследований, используемых в географической науке для анализа природной и антропогенной среды. Полевые исследования в рамках эколого-географического просвещения, как правило, имеют ярко выраженную региональную составляющую. В комплексе такой подход позволяет детализировать знания о территории исследования с акцентом на краеведческое направление.

Ключевые слова

академическое сотрудничество, география, полевые экспедиции, эколого-географическое просвещение.

Библиографический список
  1. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 162 с. ISBN 978-5-4365-2474-0
  2. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Костовска С. К., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Экологическое и геоэкологическое образование в России: состояние и перспективы // Проблемы региональной экологии. — 2017. — № 3. — С. 26—30.
  3. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Основные экологические понятия как ос-нова экологического образования // Проблемы региональной экологии. — 2016. — № 4. — С. 57—61.
  4. Межвузовский культурно-просветительский проект учебно-практическая экспедиция «Крымская кругосветка — 2018» (17 мая — 1 июня 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sevsu.ru/images/novosti/_2018/07_july/ 26_07/itog.pdf (дата обращения: 20.11.18)
  5. Некрич А. С., Костовска С. К. Специфика международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды: стимулы и ограничения // «Человек и природа». Мат-лы XXVII Меж-ной междис-ной конф. «Проблемы социо- естественных исследований» и Меж-ной междис-ной молод. шк. «Стратегии экологической безопасности», 2017. С.99—104.
  6. Некрич А. С., Костовска С. К., Татарков Д. Б., Двухшорстнов В. И. Формирование экспедиционно-образовательного кластера через проведение полевых и морских исследований: экспедиция Крым — 2018 // Человек и природа. Материалы XXVIII Международной междисциплинарной конференции Проблемы глобализирующегося мира / под ред. Ковалевой Н. О., Костовска С. К., Некрич А. С., Салимгареевой О. А. МАКС Пресс, Москва, 2018. — С. 85—87.
  7. Тархов С. А. Социально-экономическая география: ее сущность, предмет изучения и методы // Региональные исследования. — 2013. — № 3 (41). — С. 9—13.
  8. Федеральные государственные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.ru (дата обращения: 20.11.2018)