DOI | 10.24411/1728-323X-2019-11071 |
Раздел | Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов |
Название | СОЗДАНИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Авторы | - А. С. Некрич, кандидат географических наук, научный сотрудник, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
- Р. Д. Панов, инженер-исследователь, аспирант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
- С. К. Костовска, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
- ФГБУН Институт географии РАН, г. Москва, Россия,
- Д. Б. Татарков, кандидат исторических наук, директор, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., НОЦ «Центр морских исследований и технологий» Севастопольского государственного университета, г. Севастополь, Россия,
- В. И. Двухшорстнов, заместитель директора, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., НОЦ «Центр морских исследований и технологий» Севастопольского государственного университета, г. Севастополь, Россия
|
Аннотация | Эколого-географическое просвещение становится актуальным направлением в современном образовательном процессе, создающим устойчивую платформу для успешного академического сотрудничества и способствующим развитию базы для подготовки высококвалифицированных исследователей. Опыт по созданию площадок для эколого-географического просвещения успешен в мировой практике и активно внедряется на территории России в виде школ, серии лекционных курсов, полевых мастер-классов. В настоящей статье авторы делятся своим опытом проведения школы эколого-географического просвещения, которая была организована в ходе экспедиции «Крым — 2018». Одна из главных черт школы — формирование у молодых исследователей целостного представления о природной и социально-экономической среде, развитие способности к адекватной оценке состояния компонентов ландшафта и инфраструктурных объектов, а также выработка системы мер, нацеленной на оздоровление экологической обстановки и улучшение социально-экономической ситуации исследуемых территорий. Слушатели школы получают не только новые знания, но и расширяют свое мировоззрение, познавательную активность и мастерство. Особую значимость в процессе эколого-географического просвещения приобретают профессиональные пробы. В частности, формирование представлений о географических профессиях в условиях максимальной приближенности к реальной среде, в которых работают географы. Школа способствует дальнейшему закреплению на практике теоретических знаний по приобретению навыков полевых исследований. В частности, происходит ознакомление участников эколого-географического просвещения с актуальными методами исследований, используемых в географической науке для анализа природной и антропогенной среды. Полевые исследования в рамках эколого-географического просвещения, как правило, имеют ярко выраженную региональную составляющую. В комплексе такой подход позволяет детализировать знания о территории исследования с акцентом на краеведческое направление. |
Ключевые слова | академическое сотрудничество, география, полевые экспедиции, эколого-географическое просвещение. |
Библиографический список | - Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 162 с. ISBN 978-5-4365-2474-0
- Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Костовска С. К., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Экологическое и геоэкологическое образование в России: состояние и перспективы // Проблемы региональной экологии. — 2017. — № 3. — С. 26—30.
- Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Основные экологические понятия как ос-нова экологического образования // Проблемы региональной экологии. — 2016. — № 4. — С. 57—61.
- Межвузовский культурно-просветительский проект учебно-практическая экспедиция «Крымская кругосветка — 2018» (17 мая — 1 июня 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sevsu.ru/images/novosti/_2018/07_july/ 26_07/itog.pdf (дата обращения: 20.11.18)
- Некрич А. С., Костовска С. К. Специфика международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды: стимулы и ограничения // «Человек и природа». Мат-лы XXVII Меж-ной междис-ной конф. «Проблемы социо- естественных исследований» и Меж-ной междис-ной молод. шк. «Стратегии экологической безопасности», 2017. С.99—104.
- Некрич А. С., Костовска С. К., Татарков Д. Б., Двухшорстнов В. И. Формирование экспедиционно-образовательного кластера через проведение полевых и морских исследований: экспедиция Крым — 2018 // Человек и природа. Материалы XXVIII Международной междисциплинарной конференции Проблемы глобализирующегося мира / под ред. Ковалевой Н. О., Костовска С. К., Некрич А. С., Салимгареевой О. А. МАКС Пресс, Москва, 2018. — С. 85—87.
- Тархов С. А. Социально-экономическая география: ее сущность, предмет изучения и методы // Региональные исследования. — 2013. — № 3 (41). — С. 9—13.
- Федеральные государственные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.ru (дата обращения: 20.11.2018)
|